Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 декабря 2015, 18:26
 Наталия Козлова 8241

«БелПресса» рассказывает о топонимических легендах

Хотите – верьте, но лучше – нет

«БелПресса» рассказывает о топонимических легендах Река Ворскла. Фото с https://www.google.ru/maps
  • Наталия Козлова
  • Статья

Пётр I, он же Великий, часто бывал в Воронеже. В одной из таких поездок он проложил свой путь через старооскольские земли. Царь шёл на коне вдоль реки, и тут случилось непоправимое – конь споткнулся, Пётр I упал прямо в воду. Своё падение царь сопроводил всем известным ругательством – реку стали называть Убля. Это не что иное, как топонимическая легенда, одна из многих.

Вор стекла

Топонимические легенды – это жанр устной народной прозы. Легенды объясняют происхождение названий различных географических объектов – сёл, рек, городов, улиц. Причём топонимические легенды преподносятся как факты, имевшие место быть на самом деле.

Вернёмся же к Убле. О ней мы уже рассказывали. Река эта была известна задолго до правления Петра Великого, и имя её, как мы знаем, вероятнее всего, означает «белая река».

Ещё одну реку в нашей области тоже окрестил Пётр I. На сей раз императору не повезло во время переправы через Ворсклу.

Государь решил полюбоваться дивными красотами Белгородской земли через подзорную трубу. Из трубы выпала линза и угодила прямо в реку. Пётр вновь огорчился и сказал «вор стекла (скла)». Местные жители согласились с ним – так и стали величать реку.

Упоминается Ворскла ещё в «Повести временных лет», написанной в начале XII века. Пётр Великий родился в 1672 году.

«И поднялись со своих мест Владимир и Святополк и попрощались, и пошли на половцев... В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали. А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псёл и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали и возложили всю надежду свою на крест, проливая обильные слёзы…» – писал монах Нестор в «Повести…».

Вероятнее всего, Ворскла в переводе тоже означает «белая река». По другой версии Ворскла – пограничная река, оберегавшая местных жителей от набегов.

Река Айдар.
Река Айдар.
Фото Наталии Козловой

Дар Божий

Ещё одна героиня топонимических легенд – Екатерина II. Императрица тоже дала имена не одному десятку топонимов по всей стране.

«Ай, дар Божий!» – именно такие слова приписывают Екатерине II, впервые увидевшей реку Айдар.

Река в давние времена и вправду была широка, глубока и вся усеяна дивными жёлтыми кувшинками. То, что на берегу Айдара родилась такая красивая легенда, неудивительно.

Вариантов происхождения названия реки Айдар множество. Среди них Айдар как имя собственное, от слова «айда» – вперёд, по названию причёски. По другим версиям, Айдар в переводе с татарского означает «лунная река».

Лавы

Село Лавы находится в Валуйском районе. По последней переписи, здесь живут 253 человека. В книге «Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» 1859 года значится, что «по большому просёлочному тракту от города Валуйки на город Старый Оскол» по левую его сторону находится село Лавы, оно же Пушкарное. По легенде, в Пушкарном по делам государственной важности бывал Пётр I – он приехал проверить, как в селе хранятся пушки. Чтобы переправиться через реку Оскол, государю потребовалась лодка, но её в селе не было. Местные жители не растерялись. Быстро вынесли из домов лавки и сделали из них плот. Поэтому Пётр и прозвал село Лавы.

Село Лавы на карте
Село Лавы на карте

Ворон

Грайворон – один из красивейших городов нашей области. С его именем связано несколько легенд. Но раз уж мы сегодня говорим о государях, то вспомним именно эту.

Согласно ей, Пётр I стал свидетелем того, как огромный ворон выхватил у кого-то (а может, и у самого государя) из рук то ли дудочку, то ли какой-то другой музыкальный инструмент. Пётр усмехнулся и сказал: «Грай, ворон».

Зачем людям топонимические легенды? Ответ на этот вопрос дал в своей книге для школьников и студентов «Удивительная этимология» Анатолий Пасхалов.

«…Стремление [людей] как-то объяснить непонятные названия часто приводило к появлению самых нелепых этимологий и даже целых легенд, подкрепляемых ссылками на действительные исторические события, – говорит автор. – Разумеется, эти легенды не имеют ничего общего с действительным происхождением соответствующих топонимов. Но они важны в другом отношении… [они] показывают, как тесно народная этимология связана с устным народным творчеством – фольклором. Многие сказания и легенды возникли подобным же образом – в результате попытки этимологического осмысления непонятных слов и названий».

Иными словами, люди просто выдумывали красивые легенды, чтобы объяснить себе и своим детям название села или речушки. Затем эти легенды передавали из поколения в поколение, и в них искренне хотели верить.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×