– Приехали!
– Сусанин, блин, – злится водитель.
– Сейчас, здесь недалеко уже, – оправдывается хозяин серебристого автомобиля, ведущего за собой всю колонну.
– Да куда там… О’кей, Гугл, мы в Нечаевке, – шутит один из пассажиров. Все смеются.
Село Нечаевка в 40 км к югу от Белгорода – это старенькие одноэтажные дома, пара скамеечек, одинокие фонари на каждом перекрёстке да небольшая свора собак. Городской житель здесь – гость редкий. Виды тут малопривлекательные, зато самые подходящие для астрономов. Безоблачной ночью, выехав из села на пару километров подальше от фонарей, на небе можно увидеть во всей красе Млечный Путь, плеяды (рассеянные звёздные скопления – прим. авт.) и галактики.
Мы останавливаемся на вспаханном кукурузном поле. Кругом темнота. Лишь из-за посадки еле брезжит свет нечаевских фонарей.
«Телефоны поставьте на беззвучный режим, а лучше выключите вообще. Фонариками старайтесь светить только под ноги, а не в лицо. Глазу нужно время, чтобы привыкнуть к свету», – инструктирует кто-то из темноты, продолжая выставлять свой телескоп.
В областном центре из-за засветки от рекламы и уличных фонарей невооружённым глазом видно лишь Луну и планеты. Чтобы увидеть звёзды, астрономы-любители едут в сёла и хутора, чаще почему-то в Шебекинский район. В своих исканиях мест потемнее они проезжают по 30, 40 и даже по 100 км. Чем дальше от городского света, тем ночное небо красивее.
Но и в городе астрономы тоже наблюдают за небесными объектами. С марта 2013 года они проводят так называемые тротуарные вечера на площадке перед учебно-спортивным комплексом Светланы Хоркиной. Они выставляют свои телескопы и приглашают горожан посмотреть вместе с ними на планеты. Каждую новую встречу астрономы анонсируют в группе «Вечера тротуарной астрономии в Белгороде» в «ВКонтакте». Там же пишут о будущих астрономических явлениях, описывают результаты своих наблюдений, выкладывают выгодные объявления о продаже телескопов.
Путь Галилея
Своё первое солнечное затмение оценщик Антон Боровской – организатор «Вечеров тротуарной астрономии» – наблюдал в 1999 году через закопчённое стекло. О том, что оно будет, Антон узнал из отрывных календарей.
– В 2000-м я купил старенькую советскую подзорную трубу с 20-кратным увеличением. Через неё можно было рассмотреть Юпитер и его крупные спутники. Их у него четыре. Галилей, когда создал свою трубу, тоже увидел эти четыре спутника, – вспоминает Антон. – А вообще, моя история началась с книжек. В детстве я много читал про космос. Есть отличная серия энциклопедий для детей от издательства «Аванта+». Один из томов назывался «Астрономия». Вот она была моей настольной книгой. Сейчас у меня рефлекторный телескоп системы Ньютон. Я его, можно сказать, по кусочкам собрал: корпус от одного, монтировка (или опорно-двигательное устройство – прим. авт.) от другого, – астроном достал лазерную указку. – Сначала был телескоп рефракторный. Что-то вроде подзорной трубы.
– А что, Жером с рефрактором приедет? – обрадовался кто-то из темноты.
– Нет, мы не про него. Жером – это наш французский товарищ, – поясняет Антон. – С ним мы в этом году познакомились. Он в основном астрофото занимается.
Существует два типа телескопов – рефракторный и рефлекторный. Первый сконструировал ещё Галилей в 1609 году. В этом телескопе для собирания света используется система линз. Работа таких телескопов осуществляется за счёт преломления. Однако этот оптический эффект приводит к так называемой хроматической аберрации – наблюдаемые объекты искажаются. Во втором типе светособирающий элемент – зеркало, которое позволяет избежать оптических погрешностей.
«Для телескопа важен его объектив, здесь – это зеркало. Чем больше диаметр объектива, тем больше он собирает света и тем ярче становится изображение».
Не покупайте журналы
– В киосках «Роспечать» продаётся журнал «Собери свой телескоп». В каждом выпуске – деталь телескопа, и если собрать все, то можно… – робко начинаю я.
– Оно-то, конечно, можно, да только труба плохая, – безапелляционно отрезает Антон. – Она не стоит своих денег. Мы считали, что если собирать все выпуски, то этот телескоп обойдётся более чем в 20 тысяч рублей. В магазине такой же можно купить за 11 тысяч. Этот телескоп невысокого качества, да и схема у него неудачная: он рефлекторный, но с лишней линзой, из-за которой труба укорачивается в два раза. С одной стороны, это удобно, а с другой, она даёт различные оптические погрешности. На луну и планеты смотреть, конечно, можно…
– О, метеор! Уже третий падающий метеор, – кричит кто-то из темноты.
– Ещё есть одна проблема, – продолжает Антон. – В Интернете много барахла. Процентов 70. Всякие телескопы для интерьера. Детские телескопчики, которыми можно попросту отбить всякое желание заниматься астрономией у ребёнка. Минимум, которого хватит для начала, – это рефрактор диаметром 70 мм с линзочкой. Новый такой стоит около 9 тысяч рублей.
Как утверждают любители звёздных светил, все новички думают, что если они купят большой телескоп, то увидят снимки «как с Хаббла» – американского телескопа, который находится на орбите Земли. Однако всё намного прозаичней. Изображение, которое вы впервые увидите через телескоп, будет чёрно-белым. А туманности, за которыми приезжают звездочёты в далёкие края, в действительности выглядят как еле видимые туманные пятнышки. Однако есть красивые объекты – рассеянные звёздные скопления, галактики. Их местные астрономы называют попсой.
«Всем новичкам рекомендую для начала изучить созвездия, затем солнечную систему: в какое время видны планеты, когда меняется их видимость. Есть отличный электронный планетарий Stellarium. Программа очень красочная и показывает всё то, что видно невооруженным глазом», – делится премудростями Антон.
Фотокарточка на память
Популярное увлечение среди астрономов-любителей – астрофото. Вместе со своим первым телескопом Александр Стадченко приобрёл зеркальный фотоаппарат Canon 550D. С тех пор он не перестаёт фотографировать звёздное небо.
«Я бы не назвал себя астрофотографом. Я просто увлекаюсь фотографией небесных объектов, – рассказывает Александр. – Астрофото делится на три категории: пейзажное, дипскай и лунно-планетное. Ну, понятно из названия, что такое пейзажная астрофотография, то есть мы снимаем какие-нибудь природные объекты на фоне звёздного неба. Дипскай (от английского deep sky – «глубокое небо») – это объекты глубокого Космоса. Думаю, что подразумевает собой категория «лунно-планетарное», понятно из самого названия. К каждой из этих категорий необходимо своё оборудование.Главная фишка снимков Луны и других небесных объектов в том, что они делаются с помощью зеркалки и рефракторного телескопа. Фотоаппарат с помощью переходника присоединяется к телескопу. Он выполняет функции объектива», – объяснил фотограф.
Пейзажные астрофотографии можно делать и без специального оборудования. Для этого вам понадобятся зеркальный фотоаппарат, штатив и пульт дистанционного управления.
«Для съёмки звёздного неба нужно выставить самый маленький фокус, выдержку от 15 до 30 секунд, среднюю диафрагму и ISO 800», – даёт наставление Александр и уходит к своим товарищам-астрономам.
Всё такое красивое
Стать членом сообщества несложно, достаточно полюбить астрономию. В прошлом году Евгений Богдан заинтересовался небесными объектами на одной из «тротуарок», а в этом сам в ней участвовал, выставлял свой телескоп.
«Мы ему на барахолке (раздел на астрофоруме, где можно приобрести вещи б/у – прим. авт.) выбрали трубу, монтировку. Он позвонил мне, проконсультировался, и мы ему нормальный аппаратик взяли. На «Авито» риск пролететь выше, чем на нашей барахолке. Там все свои, – уверяет Антон. – Новый брать нет смысла. Если телескоп молотком не били и не роняли, то пользоваться им можно ещё долго. Единственное, что стёкла могут быть пыльными, но их мыть можно».
«Астрономия – это хобби, как и рыбалка, – рассказывает Евгений. – Интересно смотреть на планеты, галактики. За последний год меня с головой втянуло. Нравится самому собирать телескоп, мастерить, искать детали, обменивать, покупать. Это не такое дорогостоящее увлечение, как кажется. Многие детали мы покупаем с рук. Астрономия помогает избавиться от тягостей жизни, помогает расслабиться. Мои домашние – и дочка, и супруга – тоже выезжают вместе с нами смотреть на звёзды. Им нравится. Бывало, что и в пять часов утра приезжали обратно в город. Оторваться тяжело, да и зачем? Всё такое красивое».
Представьте, что фотоаппарат – это человеческий глаз.
Диафрагма – это человеческий прищур. Чем сильнее вы щуритесь, тем меньше света попадает вам на глаз. В фотоаппарате диафрагма позволяет регулировать отверстие объектива, через которое проходят световые пучки. Откроете диафрагму шире, снимок получится светлее, а фон размытее, и наоборот.
Фокус – это часть фотографии, которая станет самой резкой. Просто поставьте перед собой палец, взгляните не него, затем на фон. Зрение фокусируется на объекте, делая его чётким. То же самое происходит и с фотоаппаратом.
Выдержка – это время, за которое ваш глаз пропустит определённое количество света на сетчатку до того, как вы моргнёте. Поэтому чем длиннее выдержка, тем больше света попадёт на матрицу вашего фотоаппарата, следовательно, тем светлее получится снимок.
ISO – это светочувствительность матрицы.
Узнать много нового о ночном небе и познакомиться с белгородскими астрономами-любителями можно на странице «Вечеров тротуарной астрономии» в соцсети «ВКонтакте».