Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 октября 2015, 10:44
 Тамара Акиньшина 1857

Охотники за головами

Вербовщики террористических организаций закидывают свои сети и в белгородских вузах

Охотники за головами
  • Тамара Акиньшина

Как уберечь молодёжь от их влияния, обсуждали на двухдневной научно-практической конференции, проходившей в Белгороде.

Экстремизм в цифрах и фактах

Об обострении проблемы говорит статистика, приведённая первым заместителем начальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД России Игорем Морозовым. В России с начала текущего года зарегистрировали более 900 преступлений экстремистского характера. Растёт и число россиян, воюющих в составе запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» в Сирии: по данным Национального антитеррористического комитета, сейчас их насчитывается от 800 до 1,5 тысячи человек.

В сети Интернет действует более семи тысяч вербовочных сайтов. Более того – вербовщики сами активно «идут в народ»: в прошлом году правоохранители выявили 23 эмиссаров террористических организаций, подыскивающих кандидатов для участия в незаконных вооружённых формированиях за рубежом. Особую же озабоченность властей вызывает нацеленность экстремистской пропаганды именно на молодёжную аудиторию.

«У нас нет сомнений в том, что «Исламскому государству» сегодня нужны не только рядовые боевики, но и молодые люди, получившие качественное образование в той или иной сфере, отвечающей его экономическим запросам», – подчеркнул руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков.

По словам Андрея Петровича, такая смена стратегии террористов вынуждает к пересмотру уже существующих методов противодействия. Однако тут же оговорился, что профилактическая работа в вузах не должна быть похожа на тотальный контроль над студентами.

Профилактика и контрпропаганда

Как же выиграть войну за умы и души подрастающего поколения? У каждого участника конференции было своё мнение по этому поводу. Заместитель полномочного представителя президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко отметил положительное влияние разнообразных молодёжных фестивалей и форумов.

«Идеологию можно победить только идеологией, – подчеркнул первый заместитель губернатора Белгородской области Валерий Сергачёв. По его мнению, нынешней молодёжи не хватает чёткого видения жизненного пути. Этим и пользуются вербовщики, «инфицируя» разум молодых парней и девушек радикальными идеями. В противовес их деструктивным установкам нужно помочь молодёжи направить её энергию в мирное русло – в науку, в творчество».

А вот доктор политических наук, профессор МГИМО Елена Пономарёва главным профилактическим методом назвала патриотическое воспитание. По её мнению, именно любовь к своей стране, осознание себя её частью не позволит увлечь разум молодых людей на кривую дорожку экстремизма и терроризма.

Белгородские радикалы

В большинстве стран СНГ возросшую угрозу радикализации пытаются купировать ужесточением законодательства. Например, в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане уже появились законы, регулирующие вопросы военного обучения за рубежом. Ждёт утверждения аналогичный законопроект в Киргизии. Власти России пока ограничиваются «комплексом мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму и терроризму». О том, что этих мер явно недостаточно, говорят участившиеся попытки студентов ведущих российских вузов примкнуть к «Исламскому государству». Их предпринимали учащиеся МГУ, Финансовой академии, РАНХиГС. К сожалению, были такие случаи и в Белгородской области. Например, одного из студентов белгородских вузов завербовали соседи по общежитию, которые были ваххабитами.

К слову, в нашей области радикальные взгляды разделяют около 30 человек из числа новообращённых в ислам. Треть их является членами радикальных организаций, включая террористические. Эту шокирующую информацию озвучил руководитель Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, директор правозащитного центра «Всемирный русский народный собор», доктор исторических наук Роман Силантьев. По его словам, чаще всего вербовка происходит в Интернете, в спортивных секциях, дружеских компаниях и среди сослуживцев, а также в тюрьме.

«Мусульмане традиционные к неофитам относятся часто с предубеждением именно из-за их высокой радикализованности. Поэтому если в какой-то мусульманской общине доля неофитов повышена, это как раз является одним из признаков ее ваххабитского характера», – заключил Силантьев.

Даже невинный интерес к чужой культуре и религии, возникший после поездок в мусульманские страны, может привести к печальным последствиям: по словам Романа Анатольевича, большая часть русскоязычных сайтов об исламе контролируется экстремистами и террористами.

Вместо выводов

Одна из восточных мудростей гласит: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Именно это сейчас и пытаются сделать враждебные России силы. Терроризм и экстремизм понемногу, исподволь перешагнули границы нашего и соседних государств. Установки «не здесь» и «не с нами» устарели и требуют пересмотра. Идеологическая война идёт полным ходом. На нашей территории. Террористы и экстремисты не жалеют на неё ни сил, ни средств. Они хитры и предприимчивы. Они знают, чем зацепить молодёжь. Образ воина-аскета, благочестивого борца за правое дело ислама уже не котируется, а значит, и не пропагандируется. Современные террористы предлагают молодым парням и девушкам приключенческую жизнь, личную власть, возможность самоутвердиться. И, к сожалению, нынешняя молодёжь активно «клюёт» на такие предложения. Участники конференции в целом пришли к правильным выводам: нужна серьёзная профилактика и контрпропаганда. Но хорошо бы, чтобы к разработке конкретных мер по противодействию экстремизму и терроризму привлекли не только уважаемых экспертов в летах, но и представителей той самой инициативной молодёжи, ради которой, собственно, всё и затевается. Хотя бы потому, что со всякой аудиторией надо говорить на её языке.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×