Мы в Хотмыжске. Машина времени, не иначе. Смотришь с высоты холма и теряешься в веках. Может быть, ты в начале двадцатого столетия: не зря же на лошадях прогарцевали рядом казак с казачкой. А возможно, в XVII веке, где большая Русь прирастает сестрой. Или вдруг вернулись на 18 лет назад, в 1997-й год, когда Хотмыжск впервые принял у себя международный фестиваль славянской культуры.
Осень отступила: безмятежно-бескрайнее светлое небо над головой, удивительная ярко-сочная по сентябрьским меркам, с одурманивающим запахом трава под ногами, хорошо прогретый воздух.
Торжество славянской дружбы, многоголосье и многоцветье творческих коллективов, мастеров и ремесленников, радушные хозяева и восхищенные тёплым приёмом гости – это всё о нынешнем празднике. Увы, вместить все впечатления в один текст невозможно, но мы расскажем о том, мимо чего нельзя было пройти на «Хотмыжской осени».
Ремесленные ряды и фестивальная карта
С чего начался для нас фестиваль? С карты праздника. Она висела на видном месте и значительно упрощала передвижения гостей.
Откроем для себя ремесленные ряды, где расположились мастера-искусники. Ремесленники и об изделиях своих расскажут, и азам мастерства обучат, а если что понравилось, то и сторговаться никто не запретит. Со многими из них уже знакомы те, кто посещал в этом году другие фестивали Белгородской области, например бывал весной на рекордном грайворонском хороводе или веселился в начале лета на «Маланье».
По-прежнему найдётся всё. Вот кукла-закрутка, традиционно безликая, и где-то рядом – хоровод бабок-ёжек; вот гончары – местные и заграничные («У белорусского мастера крынку купила», – хвалится кто-то в толпе); вот поделки из соломы и соломки, лозы и бересты, изделия керамические, из ткани, дерева, стекла, из бисера украшения и даже древнеславянские обереги. Или сувениры, которые рука так и тянется увезти с собой: бусы и подвески, браслеты, кольца, именные чайные ложечки и столовые ложки... На собственном примере проверили: с пустыми руками уйти трудно.
Отходим дальше. Допустим, интересуется кто-то культурными фестивалями и народными гуляниями: районными, межрайонными, областными – в каждом районе есть сегодня свой брендовый праздник. Интересуется, а попасть на них не имеет ни времени, ни физической возможности: зачастую фестивали в нескольких районах в один день проходят. Для удобства потенциальных посетителей на одной площадке «Хотмыжской осени» собрали всю фестивальную карту Белгородской области: познакомиться поближе, узнать побольше и выбрать, где провести очередные выходные.
Сцена: куда стекаются таланты
Задолго до начала перед сценой расположились зрители. Не хватило мест – присели прямо на траву, погода позволяет.
Юбилейный фестиваль проходил под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Соединить две страницы истории в театрализованном прологе удалось его режиссёру-постановщику, народному артисту России Виталию Старикову. В литературно-драматической композиции образы оживили студенты БГИИК.
Со сцены приветствовал гостей праздника губернатор Евгений Савченко:
«Мы хорошо поработали весной и летом, собрали урожай, и сегодня душа просит веселья, общения, радости. Для этого мы и проводим фестивали, в том числе и уже ставшую традиционной «Хотмыжскую осень» – для того чтобы с высоты Воскресенского храма послать сигналы всем людям мира: мы, славяне, хотим жить под мирным небом. Я сердечно вас поздравляю с замечательным праздником и хочу, чтобы сегодняшними танцами, песнями, мастерством своим вы ещё больше раскрыли свою творческую славянскую душу и наполнили мир светом, чистотой и добротой».
Представитель Сербской православной церкви – епископ Враньский Пахомий в своём выступлении подчеркнул важность фестиваля славянской дружбы:
«Это действительно большое событие, что все славянские народы собрались здесь вместе, чтобы показать, что такое славянство».
...Хозяева-белгородцы, белорусские гости, коллектив из Луганска – один за другим поднимаются на сцену музыканты. Вот сейчас ждёт своей очереди сербская «Душа Балкан». Идём знакомиться. Неожиданно, но зарубежные гости прекрасно разговаривают по-русски.
Шестеро студентов БГИИК, родом из Сербии, познакомились в прошлом году, когда переехали в Белгород из Луганска, где учились раньше. Флейта, аккордеон, кларнет, скрипка, вокалисты... В творческий коллектив ребята объединились сравнительно недавно. Как говорят сами исполнители, им показалось интересным знакомить белгородцев со своей национальной музыкой.
«Нам захотелось, чтобы в Белгороде услышали сербские народные мотивы», – рассказал Игор Ивкович.
На фестивале прозвучала южносербская «Мария» – мелодичный рассказ об отношениях девушки и юноши.
На выходе со сцены перехватываем северян, гостей из Ямало-Ненецкого автономного округа. Национальный ансамбль танца «Сыра-Сэв» приехал в Белгород из Салехарда. «Снежинка» (именно так переводится название коллектива с ненецкого) растопила сердца белгородцев жарким танцем с бубнами, в котором коллектив выразил радость от встречи со зрителями.
«Это майма, в переводе – радость. Номер светлый, нам хорошо и радостно, – пояснил руководитель коллектива Олег Ролев. – В каждом номере мы рассказываем свою историю через движения, инструменты и даже через орнамент наших костюмов. Например, сегодня мы, помимо прочего, показали и традиционный инструмент – палочку янгча. Этим бытовым инструментом пользовались и мужчины, и женщины: на охоте снег с себя стряхнуть, для выбивания чума тоже пригодится палочка. Как правило, её украшали разнообразными орнаментами со своим значением: где-то глухаря рисовали, где-то голову медведя или оленя».
Костюмы на танцорах сегодня сценические – облегчённый вариант традиционной одежды. На таких костюмах орнамент, перенесённый с костюма настоящего, несколько шире, чтобы издалека можно было оценить его красоту, нет тяжёлых элементов для удобства на сцене.
«Сыра-Сэв» – ансамбль с 50-летней историей. За эти годы его артисты побывали едва ли не на всех континентах, а в Белгородскую область приехали впервые. Казалось бы, идея фестиваля – скрепить на века дружбой братьев-славян. А здесь северяне в гости пожаловали. Но, как уверен Олег Ролев, такие неожиданные встречи должны напоминать о том, что Россия была и остаётся многонациональной страной и в пределах её все народы старались и стараются жить дружно, поддерживая друг друга. К тому же это хорошая возможность для белгородцев познакомиться с непривычной для них культурой. И по реакции зала, и по тому, как после него выстроилась народная тропа из желающих сфотографироваться с коллективом, было видно: выступление «Сыра-Сэва» не оставило всех равнодушными.
Отдыхают и готовятся к выступлениям коллективы здесь же, за сценой. Тут, на пригорке, любуемся великолепным видом и знакомимся с очередным коллективом. Вокальный ансамбль «Славянская душа» из города Корма, что в Гомельской области, впервые побывал на Хотмыже четыре года назад. Название ансамбля проецируется на репертуар: восемь музыкантов исполняют песни славян – белорусские, русские и украинские.
На вопрос, что приводит на фестиваль гостей вновь и вновь, участники коллектива хором отвечают: стремление к единому искусству и общие корни. А ещё дружба, завязавшаяся у гомельцев с Вейделевским районом. Власти обоих населённых пунктов даже заключили между собой договор о сотрудничестве, и Вейделевка побраталась с Кормой.
«Это постоянные наши гости, – присоединяется к разговору начальник управления культуры администрации Вейделевского района Валентина Шурховецкая. – Мы дружим лет пять уже, ездим друг к другу в гости, уже как к своим родным и близким. Я их сегодня увидела и обрадовалась: «Вот они, наши белорусы!»
А что ещё?
Чуть вдалеке от сцены разместились местные клубы исторической реконструкции: шебекинские «Вольные стрелки» и новооскольская «Белгородская засечная черта». С мастерством новооскольцев наши читатели знакомились на прошлогоднем фестивале исторической реконструкции «Маланья». А «Вольные стрелки» из Шебекино преподали всем желающим мастер-класс по стрельбе из лука, за которым тоже выстроилась очередь из желающих проверить свою меткость.
Если стоять к сцене лицом и повернуть налево, то попадёшь в большую кузницу. Специально к фестивалю собрались здесь представители нескольких городов, 20 членов Союза кузнецов России.
Жарко на улице, а у кузнечных огней ещё горячее. Но высокая температура не влияет на толпу любопытствующих. Вот молодая супруга в прямом и переносном смысле куёт своё семейное счастье: пока она усердно работает молотом над подковой, за её движениями внимательно и заботливо следит муж. Вот кто-то фотографируется рядом с уже готовыми железными шедеврами, а кто-то и приценивается, например к изящному мангалу.
На трёх огнях работают шестеро кузнецов. Колоритней всех – Георгий Баранов, член Союза кузнецов Москвы, член Союза кузнецов России, преподаватель Русской академии ремёсел, академик Кузнечной академии имени А. И. Зимина (представьте, есть и такая!):
«Мы здесь не делимся какими-то секретами, а показываем и рассказываем о том, что можно сделать своими руками. Как правило, куём подкову или гвоздик – по времени недолго. К этой работе мы относимся очень серьёзно, особенно если приходят дети. Бывает, шёл мимо, попробовал себя ребёнок, а потом выясняется, что у него талант сумасшедший».
Кроме воспоминаний о «железных людях», останется в Хотмыжске и их подарок – кованый памятный знак. Своеобразный символ победы оставят на Борисовской земле в год 70-летия окончания Великой Отечественной.
Много ещё интересностей приготовила гостям юбилейная «Хотмыжская осень». Но тут уж, как говорится, лучше один раз увидеть, чтобы потом возвращаться сюда снова и снова. А мы покидаем Хотмыжск, над которым ещё плывут напевы славянских песен, отзвуки развесёлых танцев и перезвоны ярмарочных свистулек.
Самые яркие моменты фестиваля – в фоторепортаже Владимира Юрченко.