Тот, кто видит. Новоосколец Иван Скрынников сохраняет живой мир в фотоснимках
Фотограф рассказал о своём хобби «Белгородским известиям»

-
Статья
-
Статья
«Ещё в 5-м классе у меня появился первый фотоаппарат – «Смена 2», – рассказывает Иван Анатольевич. – Было это в начале 1960-х, и как‑то сразу больше всего мне нравилось снимать природу. До сих пор это – со мной!»
110 альбомов
Иван Скрынников живёт в Новом Осколе. Много лет он был лесопатологом – специалистом по защите лесов от болезней и вредителей. В молодости работал в Забайкалье, с 1980-го занимался охраной лесного хозяйства нашей области.
В 2010 году Иван Анатольевич ушёл на пенсию. Купил себе простенькую китайскую цифровую камеру (в просторечии – мыльницу) и полностью отдал себя фотосъёмке. Последующие 15 лет для Скрынникова стали одной большой фотосессией природных сообществ нашего края. И главные его модели – звери, птицы и растения.

Своих героев натуралист ищет в расположенной по соседству с домом нагорной дубраве «Новооскольская дача», путешествует по живописным уголкам Новооскольского округа и соседних районов. И снимает, снимает, снимает: уже в 2020 году у него было 110 альбомов, собравших почти 12 тыс. снимков. С каждым годом их становится больше. По сути, это огромный и качественный фотобанк белгородской флоры и фауны, собранный одним человеком.
Как на заказ
Кто‑то, зашоренный повседневными заботами, будет часами скучающе бродить по лесу – и не заметит ни одного зверя, не распознает ни одной птицы. Ивану Скрынникову дикий мир будто раскрывает себя сам, придумывая самые необыкновенные встречи. Причём происходят они буквально в шаговой доступности, в привычных и окультуренных местах, на которые сотни людей бросают лишь мимолётные равнодушные взгляды.

Листаем с автором один из его альбомов. С фотографии на нас смотрят огромные тёмные глаза затаившегося косулёнка. Его Иван Скрынников нашёл в густой траве степной полянки. Увидел, щёлкнул камерой, снова бережно закрыл травой – и пошёл дальше. С соседней страницы уставились кабаны с заснеженными мордами – попались на лесной тропинке. Вот свернувшаяся в кольцо, снятая в упор насторожившаяся гадюка. А вот в нашу сторону хмуро смотрит отлично различимый на фоне сугробов волк. Целых три хищника шли вдоль реки по своим делам, Иван Анатольевич их подловил на максимальном увеличении, а звери его даже не заметили!
«Одна из совершенно неожиданных фотографий связана с «Новооскольской дачей», – рассказывает Иван Анатольевич. – Навстречу мне вылетел… золотой фазан! Обитает он в Китае – вероятно, кто‑то держал его дома, а потом он сбежал и перебрался в лес. Несколько раз к нему подходил, он отлетал и опять садился. Но снять получилось!»

Кадр навскидку
Как у него получается запечатлеть то, что другие даже не замечают? Животных и птиц он снимает мгновенно, навскидку, едва увидев. Звучит невероятно, если не учитывать, что наш герой – лесовик и охотник с многолетним стажем. Умеет затаиться, знает, где и когда можно встретить того или иного «брата меньшего». В итоге очень часто животные узнают о присутствии фотографа уже после того, как кадр сделан. Пейзажи, растения, грибы снимать, конечно, легче. Но и здесь не так всё просто: не получится поймать в объектив красивый первоцвет, если не знаешь, когда он распускается и где растёт.
После каждого выхода на природу у Ивана Анатольевича остаётся 15–20 хороших цифровых снимков, которые он распечатывает. Каждое распечатанное фото автор снабжает подписью: что, где и когда снято. Не утонуть в огромном числе снимков ему помогает каталог: все работы распределены по годам и тематике. Кого интереснее снимать натуралисту? Он с одинаковым удовольствием фиксирует на камеру всё. В любой день и дубрава, и степная балка, и любой другой кусочек природы готовы показать опытному взгляду что‑то интересное.
«Возьмём, например, пейзаж, – поясняет Скрынников. – Ведь одна и та же излучина реки зимой или летом разная, и каждый раз это новый снимок. Грибы – их очень много, и даже на одном месте в разные дни они будут другими. Поэтому каждая моя прогулка отличается от предыдущей».
Попали в кадр. Три истории фотографов из Белгорода о приходе в профессию
Даже из окна
Летом у Ивана Скрынникова получается примерно три-четыре фотопрогулки в неделю, зимой – одна-две. Встаёт он рано и на рассвете уже отправляется в путь. За день в свои 78 лет нахаживает 10–15 км. И после обеда, как правило, уже отправляется домой.
Но если видишь и замечаешь окружающее тебя богатство жизни, то часто даже в лес ходить за ним не надо. Вот и в альбомах Ивана Анатольевича немало снимков, сделанных прямо в городской черте. Например, фото с хохлатыми жаворонками – их новоосколец снял недалеко от местной газовой службы, а птицы были и не против. Многие пернатые и вовсе прилетают позировать прямо под окно его дома: только бери камеру и снимай!

«Это горихвостка-чернушка, – перечисляет, касаясь снимков, хозяин. – Чернушки гнездятся у нас прямо во дворах. Это стайка свиристелей – пролетали и присели отдохнуть на ветках возле дома. Прямо из окошка их и снял. Коноплянки прилетают, ещё один частый гость – сойка. Бывают и синицы – лазоревка, гаичка. Ну и воробьи – куда же без них».
Объектив жизни. Почему фотографии Дмитрия Маркова обрели огромную популярность в Сети
Посмотреть вокруг
Во время своих однодневных путешествий Иван Анатольевич не только фотографирует. Итоги каждого похода скрупулёзно заносит в дневник, в котором фиксирует всё – от температуры и облачности до встреченного зверья, появившихся новых грибов и даже услышанного птичьего крика. Наполняя свою базу данных, он часто помогает в исследованиях и сотрудникам заповедника «Белогорье».
— Многие считают, что интересную природу можно увидеть только в дальних, экзотических странах. Как вы относитесь к этому мнению?
— Конечно, это не так. Люди, которые так считают, наверное, просто слишком редко оглядываются вокруг, – улыбается новоосколец. – У нас богатая, уникальная и очень красивая природа. Нужно просто захотеть и научиться её видеть.
Михаил Колосов