Картина маслом. Какое место футбол занимает в изобразительном искусстве
С картинами, посвящёнными самому популярному в мире спорту, познакомилась «Спортивная смена»

-
Статья
-
Статья
В белгородском, как во всём российском футболе, продолжается межсезонье. С опустевших холодных трибун зрители переместились в учреждения культуры. Самый популярный вид спорта в мире вдохновляет все категории творцов: писателей, поэтов, кинематографистов, театралов, композиторов. И, конечно, художников.
«Мы Руцкого везём», или Непридуманные истории из жизни белгородского футбольного судьи
Пок-А-Ток, Цу Чу, Кэмари
Истоки футбола возникли тысячелетия назад. Артефакты из египетских гробниц, построенных не позднее 2 500 лет до нашей эры, свидетельствуют, что в этом регионе уже тогда существовали похожие на футбол игры.
1 600 годом до нашей эры датируются самые ранние из обнаруженных игровых площадок для игры с мячом Пок-А-Ток индейцев цивилизации Мокайя на территории Южной Америки. А североамериканские индейцы играли в pasuckuakohowog, что значит «они собрались, чтобы поиграть в мяч ногами». Матчи проходили на пляжах с воротами шириной полмили, находившимися на расстоянии мили друг от друга. В pasuckuakohowog участвовали до 1 000 человек.
Аналогичные процессы происходили на всех континентах. Магия мяча – воистину гениального изобретения человечества, наравне с колесом, – одинаково привлекала всех. Древнекитайское действо с пинанием мяча под названием Цу Чу вдохновило соседей-японцев на игру Кэмари. В неё играют и сейчас во время синтоистских праздников, при этом игроки одеты в исторические костюмы периода Хэйан.

Ногомяч воинов Спарты – Эпискирос – позднее переняли суровые римляне, несколько изменив игру и переименовав в Гарпастум. Игра отличалась жестокостью и больше напоминала регби. Известно, что благодаря римским завоевателям Британских островов, игра в мяч в I веке нашей эры стала известна бриттам и кельтам. В 217 году в городе Дерби они даже победили сборную легионеров, став, таким образом, первыми чемпионами Европы, не считая самих основателей игры.
«Всё это, так или иначе, находило отражение в искусстве тех времён – на древнегреческих амфорах, барельефах, на китайских гравюрах, – говорит кандидат искусствоведения, заведующая сектором графики Белгородского художественного музея Наталья Гончаренко. – Динамизм и красота командных видов спорта вдохновляли людей творчества не меньше, чем сейчас».
Запрет на убийство
Шли века. Футбол распространялся по Европе и видоизменялся. В основном он представлял собой гибрид с регби.
В VII–IX веках в Англии (включая прилегающие территории Нормандии, Бретани, Пикардии, Уэльса, Шотландии и Ирландии) появлялись разные игры с мячом. Самая популярная и жестокая называлась Mob Football («футбол толпой»). В неё играли команды разных деревень или районов города. Обе команды пытались загнать мяч на центральную площадь вражеской деревни или района. Горожане в дни таких матчей заколачивали окна своих домов. Некоторые разновидности этой игры имели в правилах единственный запрет – на убийство людей.
В Италии в XVI веке возникла игра со знакомым многим названием Calcio. Команда состояла из 27 человек, 15 из которых нападающие. К цели стремились любым способом, в том числе с использованием приёмов кулачного боя. Можно было атаковать и противников без мяча. В кальчо играли даже папы Клемент VII, Лев IX и Урбан VIII. Видимо, им доставалось несильно.

«Играли в те времена на городских площадях, при стечении зрителей. В наши дни эту традицию возобновили. Во Флоренции, на Пьяцца Санта Кроче, в третью неделю июня играются три матча в кальчо», – рассказывает искусствовед.
Эволюция футбола
К началу XIX века командные игры с мячом всё ещё выглядели как побоище толпа на толпу. Об этом свидетельствуют произведения шотландца Александра Карса («Деревенская игра», 1818), англичанина Томаса Уэбстера («Игра в футбол», 1839, работа хранится в Национальном музее футбола в Манчестере). Подобная игра под названием лело бурти существовала даже в Грузии. Сегодня её также реконструируют – каждый год на Пасху играют в селе Шухути Ланчхутского района.

Во второй половине столетия футбол стал окончательно приобретать современные черты. В 1863 в Англии приняли единый свод правил игры, включая стандартизацию размеров поля и ворот.
«На полотнах того времени мы видим все атрибуты современных матчей: трибуны со зрителями, поле с разметкой, розыгрыши стандартных положений, – отмечает Наталья Гончаренко. – Такова известная картина Томаса Хеми «Угловой удар» 1895 года. На ней «Сандерленд» принимает «Астон Виллу» на своём Newcastle Road, игра завершилась со счётом 4:4. А в 1890 году художник Уильям Хейсман Оверенд на полотне «Футбол» изобразил схватку в штрафной площадке, в которой голкипер поймал мяч над головой и намерен выбросить его в поле. Картина пользовалась известностью и стала основой для печатных литографических изображений – по‑современному открыток – выпускаемых большими тиражами».
В планах – только местные. Какое будущее ждёт белгородский профессиональный футбол
Футбол и война
К ХХ веку футбол прочно интегрировался в жизнь европейцев. Про него не забывали даже на фронтах Первой мировой. Спортивные активности британское командование использовало, чтобы поддерживать бойцов в хорошей физической форме, повышать их тонус. Наконец, это была просто форма развлечения в череде фронтовых будней.
«Есть два пронзительных произведения на эту тему, – объясняет искусствовед. – Джон Сингер Сарджент: «Отравленные газами», 1919 год. Солдаты с выжженными глазами идут к медпункту, держась друг за друга, чтобы не потеряться. Повсюду вокруг лежат убитые и раненые, которые не в силах двигаться самостоятельно и ждут помощи. А на заднем плане группа солдат играет в футбол. Этим художник показывает фронтовые реалии. То, что без позитива невозможно пережить ужасы войны».

Второе произведение – акварель «Лондонские ирландцы под Лосом» (1916) художницы-баталистки Элизабет Томпсон, более известной как леди Батлер. Она изобразила реальное событие, произошедшее 25 сентября 1915 года у деревни Лос-ан-Гоэль. Стрелок Фрэнк Эдвардс начал атаку на вражеские позиции с футбольным мячом в руках. Этот мяч он бросил на землю в ноги бегущим на немецкие окопы своим товарищам. Они словно берут на приступ ворота соперника. Дух воинской атаки для бойцов был равен футбольному.
А как у нас?
«До революции в футбол играли и в России. Но это практически не отражено в изобразительном искусстве, – констатирует Наталья Гончаренко. – Редким примером является произведение Казимира Малевича «Супрематизм. Живописный реализм футболиста, красочные массы в четвёртом измерении». В те времена к спорту во всех слоях нашего общества относились пренебрежительно, считая его экзотической забавой чудаков. Другое дело – после революции. Спорт стал культивироваться как средство повышения готовности граждан к труду и обороне».

Главный в этом отношении среди художников – Александр Дейнека (1899 – 1969). Сам спортсмен, великолепно сложенный атлет, он занимался разными видами спорта. Но больше всего любил футбол, много изображал его на полотне и в скульптуре.
На его живописном полотне «Вратарь» (1934) голкипер ловит в прыжке мяч. Но на горизонте – солнечный свет, и кажется, что вратарский порыв – это стремление к Солнцу.

Экс-голкипер сборной России Руслан Нигматуллин отметил на этой картине и знание дела в изображении футбольных деталей, и экспрессию творения Дейнеки:
«Тогда техника была совсем другая: вратари прыгали бесстрашно, головой вперёд, как мы здесь видим. Скажем так, животом к земле, если правильно это сформулировать. Технически сейчас так никто не делает. Так же, как не играет без перчаток. Здорово, что вратарь запечатлён именно так. Потому что один из самых красивых моментов в футболе – когда вратарь совершает сейв в полёте».
Художники со всего мира, вплоть до Пабло Пикассо, Ренато Гуттузо, Сальвадора Дали и Энди Уорхола обращались к футболу.
«Есть среди них и белгородцы, – говорит Наталья Гончаренко. – Это Валерий Кузьминов, Владимир Половнёв, Светлана Черникова, Анастасия Лукша и другие. Их футбольные работы – неотъемлемая часть художественного наследия нашего региона».
Олег Гончаренко