«Мы должны договариваться». Вячеслав Гладков провёл встречу с белгородцами по ул. Щорса
Проект реконструкции главной улицы Белгорода решили направить на профессиональную экспертизу
-
Статья
-
Статья
Врио губернатора впервые высказался об ошибках властей при реконструкции Щорса и обязал чиновников впредь согласовывать все проекты с жителями.
Как и обещал Вячеслав Гладков, 16 января он организовал встречу с жителями Белгорода по проблемам, которые возникли после реконструкции и создания выделенных полос для общественного транспорта на ул. Щорса. Несмотря на то что градусники показывали минус 10, на площади у арены «Белогорье» собралось около полутора сотен человек.
«Машин на ул. Щорса больше не впихнёшь»
Вячеслав Владимирович стал модератором дискуссии, предложив сначала высказаться экспертам, занимавшимся реконструкцией, затем тем, кто ей доволен и не доволен, а после все желающие могли бы задать вопросы. Выступать глава региона просил коротко – из‑за мороза. Впрочем, эту его просьбу вряд ли услышали: чиновники отвечали на вопросы белгородцев в течение двух часов.
Первым слово взял один из разработчиков проекта реконструкции, урбанист и сотрудник Мосгортранса Дмитрий Грубый, объясняя, почему приоритет на ул. Щорса отдали общественному транспорту.
«Расширить Богданку – невозможная история. Машин на ул. Щорса и Богданку больше не впихнёшь. Значит нужно что‑то делать! По Щорса и Богданке ходит 80 % общественного транспорта. Больше людей едут на автобусах. И раз мы не можем улучшить условия для всех, давайте улучшим хотя бы для тех, кто едет на автобусах. А для автомобилистов – для них нужно развивать альтернативные направления. Есть та же Ватутина, которая нигде не упирается в одну полосу (как Щорса в районе старого моста – прим. авт.)», – заявил он.
Эксперт подчеркнул, что теперь власти должны увеличивать пропускную способность других улиц и именно этим они займутся в 2021 году. Это и открытие железнодорожного переезда между ул. Горького и Красноармейской, полосы для поворота на ул. Будённого и ул. Губкина, двухуровневая развязка над железнодорожным переездом на Кашарах и т. д.
Автомобилисты и пассажиры
Со стороны недовольных автомобилистов выступил Павел Сапожников, который представлял петицию, подписанную 83 жителями города. Это большой документ, и мэр Юрий Галдун признал, что в нём очень много правильных претензий и хороших идей. При этом Сапожников увидел проблему и в самой конфронтации из‑за обновлённой улицы:
«У нас начинается раскол в обществе. Цель – город для людей, а всё превратилось в «конный пешему не товарищ», и эти камни, которые полетели друг в друга, – это мягко говоря неправильно», – подчеркнул он.
Несмотря на отведённые спикеру 5 минут, договорить недовольные собравшиеся Сапожникову не дали.
«Я хочу выступить вместо вас», – заявил мужчина из числа собравшихся.
Он представился Александром, который живёт на ул. Конева, и высказался от лица недовольных автомобилистов.
«Вы хоть понимаете, что вы натворили? – чересчур эмоционально начал мужчина – Я не говорю о тех, кто пешком ходит. Не говорю за тех, кто ездит автобусом. Им, может, и хорошо. Но я автомобилист. Вы пройдите 200 метров на ул. Губкина, туда невозможно повернуть налево к Семейному рынку со Щорса».
Белгородец Илья Лочканов, защищавший интересы пассажиров общественного транспорта, попросил собравшихся с терпением отнестись к реконструкции, итоги которой подводить рано:
«Улицей стало пользоваться удобней, это вопрос привычки. В Москве тоже есть повороты на левую полосу, чтобы организовать движение быстро. Я доехал от «Родины» до Сити Молла за 24 минуты на автобусе в час пик».
Житель города Денис Литвинов также отметил, что каждый день ездит с бульвара Юности в центр города, и теперь дорога на автобусе занимает 15–20 минут. Когда выступавшего начали вновь критиковать автомобилисты, он отметил:
«Господа, я вам скажу, что вы, автомобилисты, создаёте проблемы для общественного транспорта больше, чем кто‑либо. Постоянно подрезают, маневрируют, никто не хочет уступать».
«Другого пути нет. Мы должны думать о детях, внуках и будущем города»
В дискуссию вмешался мэр Юрий Галдун, которому одновременно и посвистели, и похлопали.
«Я сам за рулём проехал раз 70 по ул. Щорса, и у меня, человека, который поддержал эту идею и поддерживает сейчас, было тоже чувство негодования… Горит зелёный, через 5 метров красный. Здесь 62 секунды, там 24… Я, как и вы, психовал».
Градоначальник рассказал, как даже приезжал к проектировщикам ругаться. Однако сам проект по‑прежнему не считает ошибкой.
«Я понимаю, что нельзя по‑другому. Так останется, так будет продолжаться по всем магистральным улицам, где ходит общественный транспорт, – подчеркнул Галдун. – Мы должны думать о детях, внуках и будущем города. Мы сделаем здесь прекрасные места, когда наступит весна. Тротуары для пешеходов, освещение, остановки, велодорожки. Заработает адаптивный дорожный центр – исправим светофоры. Где‑то чуть расширимся на бордюрах, и тогда будет совсем другая песня».
Вице-губернатор по строительству и транспорту Евгений Глаголев привёл данные «Яндекса», по которым скорость движения на реконструированном участке ул. Щорса в час пик в среднем сократилась на 4 минуты.
«Конечно, автомобилистам неудобно – одна полоса. Конечно, много светофоров. Но другого пути просто нет, понимаете?» – обратился он к собравшимся, которые, похоже, не хотели не только понимать, но и слушать.
Евгений Глаголев признал, что пока автобусы ездят не так быстро – тормозят, чтобы набрать больше пассажиров. В 2021 году их переведут на новую систему контрактов, где оплата не зависит от числа перевезённых людей.
Глаголев также отметил, что в Москве на заре появления «выделенок» только 12 % автомобилистов одобряли эту идею. Сейчас – уже 70 % довольных. Исходя из опыта столицы, вице-губернатор подчеркнул, что уже через год отношение многих белгородцев к реконструкции ул. Щорса изменится в лучшую сторону.
Экспертиза от профессионалов
Услышав возмущения собравшихся, мэр Белгорода Юрий Галдун предложил решение:
«Мы закажем экспертное решение по этому проекту в РосДорНИИ. Выше и круче организации не знаю. Я буду просить Вячеслава Владимировича Гладкова, чтобы он меня поддержал, и они в первоочерёдном порядке рассмотрели наш проект. Я выставлю на общественное обсуждение это решение. Клянусь вам – каким бы оно ни было. Там будет печать и подпись».
Не представившийся белгородец заявил, чиновники якобы скрывают истинные расчёты экспертов-проектировщиков по тому, сколько полос должно быть на ул. Щорса, и пообещал съесть шляпу, если окажется не прав. А Евгений Глаголев пообещал организовать для него встречу с проектировщиками.
Другой горожанин интересовался, почему 1,2 млрд рублей потратили на дорогу, когда из‑за коронавируса области не хватало больниц. Тут ответ правительства прост – власти не имели права тратить полученные исключительно на дороги федеральные деньги на другие цели.
Евгений Глаголев напомнил, что из всего бюджета реконструкции более 400 млн рублей пошло на ливневую канализацию, а на асфальт и само полотно только 300 млн. Основную часть затрат составили инженерные сети. Он согласился с тем, что было бы неплохо сделать по стороне движения из центра к Дубовому стабильные две полосы для автомобилистов, но это потребовало бы примерно столько же, сколько уже потрачено на всю улицу из‑за прилегающих к дороге инженерных сетей.
Собравшиеся белгородцы жаловались на обилие светофоров, на то, что автомобилисты объезжают Щорса по дворам (Евгений Глаголев пообещал заняться этой проблемой), а многие просто жаловались на всё. Встреча всё больше превращалась в бардак.
Главная ошибка
В финале врио губернатора Вячеслав Гладков заявил, что поддерживает идею Юрия Галдуна направить проект реконструкции в РосДорНИИ – эксперты и рассудят, насколько верной была реконструкция. Вместе с тем глава региона впервые сказал и о главной ошибке во всей истории с обновлением ул. Щорса:
«Мне кажется, ошибка была допущена в том, что такие встречи нужно проводить не по итогам, а за год до начала проекта. Если бы год назад состоялось это мероприятие: собрались, проругались, выслушали друг друга и пошли домой. Затем, когда идёт реконструкция, сделали замечания по светофорам. Тогда никаких вопросов бы не было», – подчеркнул Вячеслав Владимирович.
Глава региона предложил учитывать отрицательный опыт по ул. Щорса и впредь все проекты согласовывать с жителями:
«Всё, что происходит в городе, мы должны проговаривать с людьми до момента, когда начнём проектирование. То есть в подготовке технического задания на проектирование должны участвовать не только эксперты, но и те люди, которые живут в этой местности».
Это предложение главы региона впервые за полтора часа обсуждения вызвало аплодисменты. Вячеслав Гладков предложил на месте белгородцам записываться в инициативные группы, с которыми будет обсуждаться будущее города.
«У меня отношение простое: нужно всё делать как для себя. Для себя, как для человека, у которого здесь семья живёт. Я хожу по этим улицам и езжу по этим дорогам», – заметил в финале Вячеслав Гладков.
Теперь своё мнение выскажут профессиональные эксперты.
Сергей Шевченко