60 лет и 60 картин. Именно такую концепцию задумал член Творческого союза художников России Шпоганяк для своей второй белгородской персональной выставки. Однако пространство одного из залов художественного музея смогло вместить лишь около полусотни творений. Но от этого экспозиция нисколько не утратила живости и яркости. Миниатюрные пейзажи сложились в один альбом памятных путевых заметок, главное в котором – впечатления.
Александр Шпоганяк родился в Донецкой области. В Белгород переехал в 1977 году. Здесь и познакомился с Александром Мамонтовым, развившим в нём талант к написанию картин. Хотя, как признаётся художник, с талантом надо прежде всего родиться.
«Я вырос в таком посёлке, где художники писали только афиши для фильмов. И когда мне уже было 25–26 лет, чисто случайно пробегал мимо школы: оказывается, у нас была художественная студия, где преподаватели любили и умели рисовать, – вспоминает Шпоганяк. – Образование у меня было техническое, красок в руках я не держал, но мне предложили попробовать. Я писал зелёную бутылочку, и у меня ничего не получалось. А преподаватель подошёл, сделал два мазочка – и живопись заиграла. Я тогда понял, что достаточно двух ударов кистью – и картина будет совсем другой».
Александр Шпоганяк называет себя художником выходного дня: инженер по профессии, картины он писал после работы, на выходных или на отдыхе. С ним повсюду – чтобы запомнить впечатление – масляные краски и небольшого размера картонные листы.
«Мы много путешествовали, каждый год отдыхали в Крыму. А там этюды делаются сами собой. Потом мы стали выезжать за границу, и туда я брал с собой этюдник, – рассказал художник. – Когда я хочу первые три дня наплаваться в Крыму, мне говорит семья: а не пора ли идти на этюды, всем интересно, что мы привезём из отпуска».
Эскизный формат передаёт большую точность изображаемого, считает Александр Шпоганяк. Малоформатные картины, написанные на воздухе (художник принципиально пишет только на природе), – это отличная тренировка для создания больших работ. В экспозиции – небольшие пейзажи, словно открытки на память. Здесь разные времена года и локации: «Осенний дворик» (2005), на который зритель смотрит словно сквозь оконную форточку, «Ранняя весна» (1995), «Сентябрь. Цветы» (2015), «Гурзуф» (2014) , «Итальянский дворик» (2005), «Тасос» (2010). Есть здесь и два белгородских пейзажа – «Старый Белгород» (1999) и «Титовка» (1997).
Работы Александра Шпоганяка – по-импрессионистски яркие, запоминающиеся динамикой, движением, выразительностью. Даже «Сумерки» (2015) у него становятся зелёными, фиолетовыми, розовыми.
«Мне нравится свет, воздух. Я пишу не столько предметы, а окружающий их воздух. Любовь к жизни и к живописи – вот что движет мной. Это видно по моим работам. Да и они сами расскажут больше меня», – отметил художник.
Экспозиция работает до 19 апреля.
Оксана Придворева