Санаторий одного дня
Дети войны, ветераны, инвалиды, труженики тыла... Около 120 бабушек и дедушек (самой старшей уже 92-й год пошёл!) обслуживают здешние соцработники. За добродушную работу – бонус. Придумали санаторий одного дня. Раз в месяц разрешают им позабыть о житейских проблемах и прийти на работу отдохнуть. Отдохнуть? То есть заняться творчеством – бисероплетением, вышивкой, модульным оригами... Или просто побеседовать с психологом. Конечно, лавры первенства – у творчества. Немудрено – рукоделие стресс снимает, да и под крышей куда ни глянь – кружок: вокальный, инструментальный, театральный... «Заражают».
«У нас 24 клубных объединения, – уточняет директор Дома культуры Нина Скарницкая. – Всё для работы есть. Выиграли грант в 350 тысяч, купили инструменты духовому оркестру. Шьём костюмы: казачьи, русские народные... Их у нас много. Театр нынче пользуется спросом. Ставили «Бременских музыкантов», «Старые песни о главном», «За двумя зайцами», «Буратино», «По щучьему велению». Каждый спектакль аншлаги собирает».
Бабка-ёжка добрая?
Нина Михайловна – человек увлечённый. Признаётся, недоумевает, как занесло в творческую стезю. Торговое у неё образование. Не шила, не пела, не плела... Виной смены торговли на культуру (хорошей!) – муж. Шутит, семейный подряд у них в Доме культуры. Раньше 16 лет супруг тут главенствовал. На смену мужу пришла жена. Плюсом невестка – здешний методист. С первых дней у руководительницы понеслась работа в стиле «загорелось, не потушишь». Увлеклась шитьём, бисероплетением.
«Когда ты всё успеваешь?» – недоумевают коллеги.
Ночью. Бывает, не замечает, как на часах – далеко за полночь: второй час-начало третьего. Засиживается за созданием очередной декорации или игрушки. Недавно вычитала: «Бабка-ёжка – герой положительный. Клубочки она заплутавшим давала, чтобы те отыскали дорогу из леса, яблочки молодильные. Вот и заплатки, что можно повстречать на её одеянии – некое дарение в благодарность за её услуги». А тут ещё случайно разузнала о чулочной технике. Начала из капрона делать куколок бабок-ёжек. Некоторых водружает прямо на метлу. Так сказать, прославляет бренд территории. Издавна славится Двулучное своим промыслом – вязанием веников из сорго. В честь бренда уже второй год подряд проводят межрайонный фестиваль «Праздник веника».
«Что в торговле работала, что здесь. Везде одно: хочется сделать первое, второе, третье... Хорошо, коллеги инициативные. Каждый у меня умеет куклу любую смастерить, костюм сшить», – рассказывает Нина Михайловна.
…играет духовой оркестр
За осмотром библиотеки, фонд которой насчитывает более 15 тысяч книг, современного спортзала, сценических костюмов, знакомством с местной звездой Евгением Шатохиным – многократным победителем областных и международных фестивалей-конкурсов авторской песни, не замечаешь, как оказываешься на репетиции духового оркестра, того, что не поленился торжественно встретить нас на входе.
Его основатель и бессменный руководитель (хотя и передал с сентября бразды своему преемнику, но ни дня не проходит, чтобы не заглянул к ним) – Пётр Фёдорович Владимиров. Находка-человек. Сельский паренёк. Тракторист. Без музыкального образования. Одним словом – самоучка. Хотя... нет. Помнится, курсы оканчивал. Но что курсы в сравнении с училищами, консерваториями?!
С ноября 70-го года день в день обучает малышню и взрослых. Помнит, было время, многие в музыканты решили податься. Жаль, с инструментами туго было. Как в магазине, очередь занимали. Поиграл? Будь добр – передай другому. Бывало, в две смены ходили. Сейчас проще. Закупили инструменты. Да и что-то осталось от соседних сёл Шелаево, Новопетровка, преподнёсших им в дар свой списанный «инвентарь».
«В 1993 году защитили народного. После – успешно перезащищали. Сейчас все знают Петра Фёдоровича. Говорят, и так бы, без защиты, ставили, но процедуру подтверждения соблюдать нужно», – отмечает Нина Скарницкая.
Ученики со стажем
Ученик с 44-летним стажем Николай Потапов вспоминает, пришёл в 70-е в духовой оркестр 13-летним мальчишкой:
«Жил я возле клуба, как было не пойти. Видел, сколько местных идёт поиграть. Разогревался интерес».
За десятилетия учёбы постиг азы игры на барабане, баритоне, теноре, трубе, альте.
«Взаимозаменяемость у нас. Почти все играют вначале на одном инструменте, потом пробуют на другом», – отмечает духовик.
Признаётся, прикипел душой к инструменту. Последние 20 лет работал на железной дороге. График не самый удобный. Выжидал выходной. Появится свободная минутка – он скорее на репетицию.
А вот преемник Петра Фёдоровича – 22-летний Юрий Шатохин – вспоминает годы службы в армии, что прошли в посёлке Зюзино Московской области. Помнит, набирали новобранцев в военный оркестр:
– Кто играть умеет?
– Я могу! – произнёс тогда молоденький парнишка.
Прослушали. Удивились мастерству сельского паренька:
– Не уж-то в вашем селе музыкальная школа есть?!
– Нет.
– А как же ты играть научился?
– Духовой оркестр у нас есть, руководит им Пётр Фёдорович Владимиров. Кого хочешь научит!
Привела Юру в оркестр случайно брошенная фраза наставника. Как бывает в селе: все друг друга знают. Шёл будущий первоклашка на речку с ребятами, а тут Пётр Фёдорович сидит возле клуба. Вдруг возьмёт да и спросит:
– Не хотите попробовать поиграть у нас в оркестре?
– Мо-о-о-жно, – неуверенно протянули ребята.
Однако пришёл. И не прогадал. Спустя годы дипломированный учитель музыки задаётся одной целью – возрождать оркестр:
«Будем стремиться к новым высотам – всероссийским. Привлекать ребят. А то, что получится: разъедутся кто куда, и что от села нашего тогда останется?»
И напоследок свяжем веник
И как всякий в культурно-социальный центр заходящий гость напоследок посмотрим (а может, и попробуем!), как здешние умельцы вяжут веники.
«Мы проводим мастер-классы. Всем гостям рассказываем, показываем, даём попробовать самим сделать один из основных атрибутов домашнего хозяйства», – говорит Нина Скарницкая.
Вот она – истинная умелица. В платье, на каблуках. А подходит к уже заготовленному сорго, по-хозяйски берёт в руки небольшой пучок.
«Для начала нужно прикрепить шнур, прочную верёвку к потолку или какой-либо перекладине да не забыть установить в петле педаль. Они помогут нам стянуть жгут, – поясняет необычную конструкцию для вязки веников Нина Скарницкая. – Дальше – дело техники. Берём несколько стеблей, выравниваем их по метёлкам и разделяем на три равные части. Нажимаем педаль ногой. Натягиваем шнур. Он сжимает стебли в пучке. Дойдя до упора, обматываем пучок подготовленными обвязками».
То же самое проделывает мастерица с двумя остальными пучками – вторым и третьим. Смотав пучки поплотнее, стягивает эту «троицу» вместе. Снизу и несколько раз чуть выше – у будущей рукоятки. Обрезает излишки сверху – и веник готов!
Технология с первого взгляда нехитрая. Если пришёл на всё готовенькое. Будущий материал – сорго (отдалённо похожий на кукурузу) – ещё и вырастить нужно. А это целая история, начинающаяся в мае каждого года. Сорго высаживают. Ростки взойдут – прореживают. В течение лета пропалывают. Сентябрь подошёл – приступают к уборке. Очищают от листьев и семян, первые – пойдут на корм скоту. Выгодно сельчанам: почти безотходное производство получается. Оставшиеся стебли отправляют на сушку. Станут золотистого цвета – «полуфабрикат» готов. Пора приступать к вязке веников…