08 марта 2025,  14:00

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее

Подборку из 8 полотен – в честь весеннего праздника – «Белгородской правде» помогла сделать учёный секретарь художественного музея Алла Селютина

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музееФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Образ женщины для художника – один из самых вдохновляющих. Он даёт бесконечное число поводов для творческих размышлений как в портрете, так и в сюжетных произведениях.

«Этот московский художник не раз изображал в качестве модели свою жену, – рассказывает Алла Селютина. – Данное живописное полотно – один из таких примеров. Созданный им образ сельской женщины можно назвать по‑пушкински «Барышня-крестьянка». Обратите внимание на элегантную белую блузу, белый передник, белый платок. Наконец, на позу женщины: это же классическая третья балетная позиция. И коромысло она несёт танцуя, не напрягаясь. Хотя прекрасно видно, что оба ведра наполнены водой. И, разумеется, здесь не случайно сравнение грациозной женщины с берёзками.

Луппов – художник советский. Годы его жизни – с 1893-го по 1977-й. Но эту картину, хоть и вполне реалистическую, не причислишь к соцреализму. Она пронизана лёгкостью, радостью, изяществом. А в соцреализме, пожалуй, женщина несла бы эти вёдра с геройским усилием, символизируя труд».


Альберт Папикян «Портрет девушки в голубом» (1956)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«А вот это классический образец социалистического реализма. Очень хорошо, грамотно написана очаровательная, романтическая девушка. Судя по книгам – видимо, студентка. Также, возможно, она комсомолка. Но как раз это для художника не важно, идеологическая составляющая в этом портрете отсутствует. Но невооружённым взглядом просматривается целеустремлённость девушки, интеллектуальная, духовная жизнь. Можно назвать этот жанр «романтический портрет».


Татьяна Лившиц «Итоги дня» (1975)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«Женские образы здесь воплощены в виде врачей – молодой и пожилой. И молодая женщина, и врач-мужчина внимательно слушают свою опытную коллегу.

Татьяна Лившиц получила заказ на живописные произведения для детской клинической больницы. Она создала серию подобных работ, три из которых хранятся в нашем музее. Она посещала больницу, писала реальных людей. И был очень интересный случай: к нам пришла на экскурсию группа московских дам. Они оказались сотрудницами этой самой больницы и в молодом человеке на картине узнали ныне работающего доктора, заслуженного, с регалиями.

Казалось бы, больница – не самое весёлое место. Но эта картина вся словно светится: за окном солнечный день, светлые стены, белые одежды докторов. Художнице прекрасно удалось передать ощущение того, что больница – это место не страданий, а надежды».


Анатолий Тимофеев «Школьный хоровой кружок» (1967)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«Замечательная женская композиция: из всех действующих лиц фигурируют всего два мальчишки, остальные – девочки и учительница. Такая хрестоматийная советская учительница. Ведь преимущественно женские учительские коллективы стали складываться в нашей стране после революции: прежде учителями были в основном мужчины.

Это полотно интересно своими деталями. Обратите внимание на бюст (кстати, тоже женский). Это Зоя Космодемьянская. Видимо, действие происходит в школьном красном уголке, так как в кабинете музыки стоял бы, к примеру, Чайковский. Символ эпохи также – новостройки за окном. Именно в 1960-х в городах по всей стране стали возникать жилые районы – Черёмушки. Значит, и школа тоже новая. Новая жизнь в новом районе, с детьми – новыми людьми, поющими новые песни».


Владимир Нестерков «Портрет бабушки Тани Еськовой» (2007)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«Известный белгородский художник Владимир Нестерков написал, казалось бы, обычный с виду портрет пожилой, достойной женщины. Нестерков нередко обращается к религиозным мотивам. Бабушка у него изображена на фоне домашнего иконостаса в красном углу, покрытого рушником. Да и неудивительно, что вера в Бога для пожилых людей становится важнейшей ценностью.

Но в выражении лица этой женщины есть нечто такое, что делает этот портрет не совсем обычным. Как‑то во время школьной экскурсии одна девочка, лет восьми, сказала: «А я знаю, кто это!» Экскурсовод подумала, что она знакома с бабушкой Таней Еськовой. Но девочка объяснила: «Это Мона Лиза в старости».

В глазах бабушки, в её загадочной полуулыбке ребёнок увидел ту тайну и мудрость, которая доступна лишь тем, кто много пожил на свете и многое видел».


Тумурбаатар Мэндбаяр «Три поколения» (2016)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«Художница по национальности монголка, но отучилась в России, вышла замуж и живёт в Воронеже. Хрестоматийный, классический сюжет: три женских возраста. Эта картина тоже обращает на себя внимание деталями. Эти детали говорящие, они что‑то символизируют. Что именно? Здесь простор для толкования. Например: созревший, засохший подсолнух – занавес жизни. Цветущий ландыш – женщина в расцвете молодости и красоты. А гранаты – возможно, символ наполненности жизнью? Мама держит гранат у живота. Видимо, ждёт второго ребёнка. А у девочки почему‑то невесёлое, озабоченное выражение лица. Словом, есть о чём порассуждать».


Владимир Переяславец «Виноградарь Фрося Попова» (1956)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«Это образец парадного портрета реального человека. В противопоставлении полного света и жизни интерьера, в котором находится Фрося, облокотившаяся на корзину, и серьёзной сосредоточенности её взгляда, тронутыми сединой волосами ещё молодой женщины содержится перекличка между мирным трудом и годами недавней войны.

Сейчас мы понятия не имеем, кто такая Фрося Попова, где она жила и трудилась. Но очевидно, что работница заслуженная – на ней красуется орден Ленина. Сам факт того, что портрет написал московский художник, говорит о том, что она человек непростой.

А вообще, уникальность советского времени в том, что на полотне художника мог оказаться любой, невзирая на социальный статус, финансовые возможности. Благодаря этому созданы тысячи замечательных произведений, какая‑то часть из которых хранится у нас».


Николай Соломин «Привезли невесту» (1973–1981)

 

Свет и радость. Женские образы на полотнах в Белгородском художественном музее - Изображение Фото: Павел Колядин

«Наши посетители очень любят эту работу за свет и радость, которые она несёт. Свадьба – само по себе праздничное событие. Обратите внимание, как светится невеста (впрочем, уже жена, ведь на руке кольцо – значит, они приехали из загса). Хотя муж, конечно, тоже в числе главных действующих лиц, но световой акцент художник поместил именно на девушке.

Обращает на себя внимание детализация, внимание к мелочам, абсолютная реальность изображённой сцены. Художник явно знаком с сельской жизнью, бывал на таких свадьбах. За правдивость эту картину тоже любят, особенно старшее поколение».

Записал Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×