Загляните в портфель. Какие проекты включает белгородская «Доброжелательная школа»
-
Елена Талалаева
-
Белгородские известия
-
Елена Талалаева
-
Белгородские известия
Инициированная губернатором в рамках нацпроекта «Образование» стратегия «Доброжелательная школа» рассчитана до конца 2021 года и включает в себя 35 проектов, ориентированных на педагогов, учеников и родителей. О содержимом одного из портфелей проектов «Белгородским известиям» рассказал его руководитель — первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Воспитывать добром
Название проекта
«Создание региональной модели единого доброжелательного воспитательного пространства в общеобразовательных организациях Белгородской области».
В чём суть
Как известно, школа, как и семья, развивает и формирует личность. Поэтому и уклад жизни в конкретной школе важен так же, как и семейный уклад. Помимо учёбы, в школе идёт другая жизнь: возникают и распадаются детские компании, одни увлечения и привязанности сменяются другими, меняются вкусы и пристрастия. Эта жизнь почти никак не связана с учебным процессом. Но она важна.
Что сделают
Во‑первых, разработают Кодекс доброжелательности — своего рода свод правил для младшего, среднего и старшего школьника, а также для учителя, директора школы и даже родителей.
Кроме того, в школах появится «культурный норматив». Ребята познакомятся с шедеврами литературы, театра, музыки, архитектуры и живописи. Они будут чаще ходить в кино и музеи (тем более что с недавних пор для школьников посещение государственных музеев абсолютно бесплатное).
«Педагог должен уметь признавать свои ошибки (и уж тем более не повторять их), стараться в любой ситуации представить себя на месте ребёнка, отказаться от идеи превосходства, – говорит Николай Рухленко. – Всегда найти то, за что можно похвалить, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребёнка, научиться не приказывать, а просить. Главное достоинство учителя — это чувство справедливости. В детях необходимо воспитывать не чувство вины, а чувство совести, любви к самому себе».
Детство для дошколёнка
Название проекта
«Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области».
В чём суть
Есть такой термин – «детствосбережение». В его основе – призыв сохранить детство как важнейший этап в жизни человека, признать его самоценность, которая неотделима от игры. Поэтому в регионе будут создавать не только доброжелательную школу, но и доброжелательный детсад.
Переход из детсада в первый класс часто сопровождается стрессом. Ещё вчера малыш с упоением играл в окружении детсадовцев – а сегодня от него требуют соблюдения многочисленных школьных правил. Мало того, его первая учительница к игровым формам обучения относится без восторга. Да и родители нередко замещают обычную детскую игру гаджетом. Вот тебе смартфон или компьютер – развлекай себя и не отвлекай маму и папу от важных дел. На выходе получаем ребёнка, который зависим от гаджетов, и родителя, который уже привык проводить время врозь.
Что сделают
Два важных компонента детствосбережения – игра и общение. Для этого в детском саду нужна соответствующая среда обитания – безопасная, эстетичная и социально комфортная. Через игру можно рассказать ребёнку об искусстве, выдающихся земляках и даже семейных ценностях.
В ходе проекта в Белгородской области проведут конкурс, по итогам которого выберут
30 региональных ресурсных площадок. Это будут образцово-показательные детские сады – но не для того, чтобы показывать их в роли потёмкинских деревень, а для того, чтобы использовать в качестве образца для всех остальных. По сути, они должны выступить драйверами перемен. Работники детсадов смогут посещать эти площадки для получения того самого передового опыта, которого так недостаёт многим ДОУ.
Школа полного дня
Название проекта
«Организация образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Белгородской области в режиме «Школа полного дня».
В чём суть
Что делать с сыном-школьником, если уроки у него заканчиваются в половине второго, а вы придёте домой с работы только после шести? Мама с папой возвращаются домой после тяжёлого трудового дня, готовят ужин, а потом до упора делают с чадом «домашку». Знакомая картина, не правда ли?
И это неправильно, считают в областном департаменте образования. Родители должны общаться с ребёнком, а не корпеть над задачками и упражнениями.
Что сделают
После уроков ребёнку предложат остаться в школе. Во‑первых, пообедать (в школе полного дня – трёхразовое питание). Во‑вторых, сделать домашнюю работу, проконсультировавшись при необходимости с учителем (педагог не будет против, потому что получит доплату). В‑третьих, сходить на прогулку, заняться спортом на свежем воздухе, позаниматься в кружке.
Школе придётся меняться. Нужно отказаться от второй смены (скоро её не останется нигде). Нужны общие пространства и места отдыха для «продлёнки 2.0». Нужно организовать трёхразовое питание. Нужны электронное расписание и разделение потоков детей (вот где пригодятся бережливые технологии!). И в итоге ребёнок придёт домой: а) сытым; б) отдохнувшим; в) с готовой «домашкой».
Сейчас в Белгородской области в режиме полного дня работают десять школ. С 1 сентября их будет уже 40.
Дополнительное образование
Название проекта
«Обновление содержания дополнительного образования детей в региональной системе образования».
В чём суть
Как у нас отбирают на дополнительное образование? Правильно, по принципу советской телепередачи «Ау, мы ищем таланты!» Умеешь ходить конём и не путаешь ферзя с пешкой? Приходи на шахматный кружок. Прочитал две книжки про звёзды и планеты? Да ты у нас юный астроном? Ну и так далее.
Оказывается, такой отбор – поиск талантов с последующими учебными нагрузками – это вчерашний день. Школа (если она доброжелательная) не должна рассчитывать на готовые таланты. Задача школы – найти талант в каждом (!) ребёнке и развить его.
Что сделают
Поменяют парадигму: вместо поиска готовых талантов – раскрытие их в детях. Педагогов допобразования вооружат соответствующими техниками. Для этого обновят и программы.
Основной упор – на проектную деятельность. Это значит, что вместо штудирования учебника юный астроном в компании единомышленников будет устраивать, скажем, вечера тротуарной астрономии. А шахматисту, к примеру, предложат поучаствовать в постановке спектакля, рассказывающего о мире шахмат. Ребёнку должно быть интересно на таких занятиях – они не должны восприниматься как «ещё один урок».
Власти понимают: сейчас для допобразования в основном используют всё те же школьные кабинеты. Понадобится новая материальная база, новые программы, спортивное и лабораторное оборудование и даже мобильные технопарки. Если у детишек из сельской школы не всегда есть возможность поехать в город на кружок по робототехнике – значит, строители роботов пару раз в неделю должны приезжать в сельскую школу.
Почему Сидоров – троечник
Название проекта
«Создание системы сопровождения учащихся общеобразовательных организаций Белгородской области, испытывающих трудности с освоением основной общеобразовательной программы» («К успеху вместе!»).
В чём суть
Давайте начистоту: троечников учителя часто недолюбливают. Такие дети портят статистику успеваемости. Чтобы разобраться в причинах троек, нужно искать к каждому особый подход. А на это у учителя порой нет времени и сил. Вот иной педагог и думает: поставлю‑ка я ему «удовлетворительно» просто так, «за красивые глаза»…
Что сделают
Искать ответ на вопрос о причинах плохой учёбы. Да, в каждом конкретном случае. Да, это трудно. Да, у детей случаются проблемы со здоровьем, конфликты в семье и с друзьями, всевозможные неврозы и стрессы. Но этот ребёнок – человек. Он нуждается в помощи, а не в ругани и наказаниях.
В школах появятся планы индивидуальных занятий с отстающими учениками. С ними будут работать в малых группах. Это даст учителю время, чтобы выявить трудности, «разжевать» непонятный параграф и проверить, как конкретный Сидоров усвоил урок.
Дети-наставники
Название
«Создание системы наставничества и шефства для обучающихся образовательных организаций области».
В чём суть
Вы, наверное, и сами догадались. Зачем изобретать велосипед, если в советские годы в белгородских школах существовала система наставничества и шефства? И приносила пользу. Кажется, пришло время вернуться к этому ценному опыту.
Что сделают
Наставники-сверстники пригодятся ребятам из неблагополучных семей или тем, кто склонен к правонарушениям. А ещё – тем, кто не успевает по каким‑то предметам. А ещё – тем, кто учится на «пять», но хочет участвовать в конкурсах и предметных олимпиадах (а для этого нужно учиться на «шесть» – и тут плечо может подставить однокашник или кто‑то, кто на пару лет старше).
Систему наставничества интегрируют в школьные научные общества и в проектную деятельность.
Особенный подход
Название проекта
«Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья».
В чём суть
Ежегодно белгородские школы выпускают около 400 детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, такие ученики уходят из школы после девятого класса. Три четверти таких ребят общее образование получают инклюзивно в обычных школах, одна треть – в коррекционных. При этом всего лишь 65 % выпускников продолжают дальнейшее образование: 30 % – идут в десятый класс, 35 % – поступают в колледжи и техникумы. Получается, что место под солнцем находят не все. И это настоящая беда.
Успешная социализация особенных детей невозможна без овладения профессией, которая им по силам и по душе. Но системы профориентации для таких ребят до сих пор нет. С одной стороны, выпускники с ограниченными возможностями здоровья не знают своих прав, с другой – работодатели часто не готовы предоставить таким людям рабочие места, консультировать, помогать в планировании карьеры.
Что сделают
Раз системы профориентации нет – её придётся формировать. Целевой показатель – 85 % – доля особенных ребят, которые продолжат образование после девятого класса. В том числе – профессиональное образование в колледжах и техникумах.
Елена Талалаева